Те, кто интересовался историей острова Пасхи, наверняка знают, что немногие истуканы дошли до наших дней в своём первозданном виде. Большинство пало жертвами междоусобного конфликта между кланами длинноухих и короткоухих, разразившегося здесь несколько столетий назад. Победили в итоге короткоухие, но в результате стычек почти все моаи оказались сброшены со своих пьедесталов и полностью или частично разрушены.
По крайней мере так гласит общепринятая теория. Что именно произошло на самом деле, точно не знает никто, но факт остается фактом. Если открыть карту острова Пасхи, то можно легко найти упоминание доброго десятка аху, но ко второй половине прошлого века почти все они представляли собой лишь груды камней, интересные наверно только археологам. К счастью, с тех пор некоторые платформы удалось полностью или частично восстановить, и теперь вполне можно представить, как остров Пасхи выглядел во времена своего расцвета. О двух таких платформах – Аху Тахай и Аху Акиви – я уже упоминал в прошлый раз. Сегодня же расскажу об остальных.
Больше всего моаев сохранилось в юго-восточной части острова. Это неудивительно — здесь расположена каменоломня Рано Рараку, где их и создавали. Кроме того, здесь же находится и самая длинная платформа с истуканами на острове Пасхи – Аху Тонгарики (Ahu Tongariki), где в одну линию установлено аж 15 моаев, которых иногда ещё в шутку именуют “Политбюро”.
Надо сказать, членам этого самого Политбюро здорово досталось в своё время. Как и остальные моаи, они были сброшены с пьедестала, но на этом их злоключения не закончились. В 1960-ом году 11-метровое цунами, вызванное сильнейшим землетрясением в Тихом океане смыло статуи и протащило их на три сотни метров вглубь острова, сильно при этом повредив.
Одинокий моаи на подходу к Аху Тонгарики
Работы по восстановлению платформы начались только в 1993-ем году. 17 истуканов оказалось разрушено полностью, и их обломки были использованы в фундаменте платформы, в полном соответствии с древними обычаями. На то, чтобы привести в порядок остальных, потребовалось несколько лет и 2 миллиона долларов, выделенных японским правительством. Любопытно, но в отличие от своих продвинутых прапрадедов, чтобы водрузить моаев обратно на платформы, нынешним островитянам пришлось прибегнуть к помощи строительного крана, присланного теми же японцами.
Аху Тонгарики смотрится действительно впечатляюще. Пятнадцать моаев, установленных на берегу океана и обративших свой безмолвный взгляд вглубь острова, невольно вызывают трепет и какое-то странное ощущение собственной незначительности. Здесь легко почувствовать себя просто мелкой пылинкой, затерявшейся в пространстве и времени.
А ещё, Аху Тогнарики – самое популярное место на острове Пасхи для встречи рассвета. Чтобы успеть вовремя на своём квадрацикле, мне пришлось встать в 5 утра и ехать до платформы почти в полной темноте – освещения нет нигде, кроме Ханга Роа. К моему удивлению, несмотря на столь ранний час, любителей полюбоваться рассветом собралось немало. Впрочем, вид встающего за спинами истуканов солнца, красиво подсвечивающего статуи сначала розовым, а затем и золотистым светом, действительно стоит того, чтобы пожертвовать несколькими часами сладкого утреннего сна.
Но даже 15 моаев Аху Тонгарики покажутся сущей мелочью по сравнению с тем количеством истуканов, которое поджидает на склонах расположенного буквально в 5 минутах езды вулкана Рано Рараку. Это место можно смело назвать колыбелью моаев. Именно здесь их вытесывали из вулканической породы и затем транспортировали в разные уголки острова. Сотни так и не вывезенных статуй, от почти законченных до едва начатых, до сих пор усеивают подножие вулкана.
Из примерно 900 истуканов острова Пасхи 397, то есть практически половина, находятся в Рано Рараку. Вулкан сам по себе совсем невысокий, но бродить по его склонам, рассматривая безмолвных пришельцев из прошлого, можно очень долго. Готовые и незаконченные, покосившиеся и гордо возвышающиеся, наполовину закопанные и видимые целиком – здесь можно найти моаев на любой вкус. Есть даже статуи, которые так и не были полностью вытесаны из склона горы.
Этих истуканов не успели полностью вытесать из скалы
Удивляет то, как резко были остановлены работы. Такое ощущение, что каменотёсы вечером, как обычно, закончили рабочий день, ушли домой… но так и не вернулись на следующее утро. Иначе трудно объяснить, почему полностью законченные истуканов мирно соседствуют с теми, работы над которыми только-только начались. Если бы интерес к истуканам падал постепенно, то наверняка древние мастера в первую очередь стремились бы закончить уже почти готовые статуи и вряд ли бы принимались за новые. Ещё одна загадка в и без того богатой копилке острова Пасхи.
Рано Рараку
Фотографам на заметку – снимать в Рано Рараку лучше во второй половине дня. С утра солнце встаёт за склонами холма и спинами истуканов. Из-за этого статуи долгое время находятся в тени, а к тому времени когда первые лучи наконец показываются за вершиной, свет уже достаточно жёсткий. Лучше приехать сюда после полудня, когда солнце освещает моаев спереди. Да, и не забудьте, что Рано Рараку — одно из двух мест, для посещения которых требуется специальный пропуск, о котором я писал в прошлый раз. Так что, отправляясь утром из дома, обязательно захватите его с собой.
Последняя из восстановленных платформ аху находится на пляже Анакена. Если не считать крохотного засыпанного песком залива в Ханга Роа, Анакена – единственный пляж на острове Пасхи. Расположен он к северу от Рано Рараку, так что это отличное место для того, чтобы отдохнуть, искупаться и позагорать после осмотра каменоломни и Аху Тонгарики. На пляже даже есть несколько кафешек, где можно перекусить и выпить холодный коктейль.
Платформу на Анакена конечно не сравнить ни с Рано Рараку ни даже с Аху Тонгарики, но она интересна в первую очередь тем, что истуканы на ней носят головной убор пукао, а сами статуи считаются одними из наиболее хорошо сохранившихся. А получилось так потому, что песок, в который упали установленные на пляже монументы, смягчил удар и в последующие годы защитил хрупкую вулканическую породу от внешнего воздействия.
Остальные платформы на острове Пасхи, кроме перечисленных выше, до сих пор не восстановлены (и вряд ли будут) и представляют собой в лучшем случае обломки поваленных и разбитых моаев, а в худшем (и увы более частом) – лишь бесформенную груду камней. Так что порекомендовать могу только два места.
Аху Те Пито Кура (Ahu Te Pito Kura) – платформа, на которой располагался Паро, самый большой моай из всех, что когда-либо устанавливались на пьедестал (El Gigante в Рано Рараку ещё больше, но он так и не был закончен). Кроме того, это один из немногих моаев, имя которых дошло до наших дней. Высотой 10 метров и общим весом 70 тонн, Паро неплохо сохранился и, даже будучи поваленным на землю, поражает размерами. Поистине трудно представить, как такую громадину вообще смогли доставить из каменоломни на берег моря, при этом не разбив по пути.
Платформу с Паро легко пропустить, так как она расположена вдалеке от дороги в совершенно пустынной местности и практически не видна с проезжей части и маленькой парковки. Чтобы до неё добраться, придется минут 5-10 прогуляться по тропинке, ведущей по направлению к побережью.
Скот на дорогах — совершенно обыкновенное зрелище для острова Пасхи
Второе интересное место с поваленными моаи – это Вайпу или Аху Ханга Те’е (Ahu Hanga Te’e) на южном побережье. Здесь на земле лежат целых восемь поваленных статуй. Грустное, но вместе с тем и завораживающее зрелище. Фотографий именно этого места у меня, к сожалению, не сохранилось, но любопытствующих могу отослать например сюда.
Растительности на острове немного. Иногда на километры вокруг расстилаются пустые поля и холмы.
Но на этом пожалуй и всё. Остальные платформы сильно разрушены и потому далеко не так интересны. Стоит ли тратить время на их осмотр решать вам, но моаи – отнюдь не единственное, чем способен удивить этот небольшой остров. А о том, чем ещё здесь можно заняться, я расскажу в следующий раз.
Добавить комментарий